Персональный сайт преподавателя Василенко А.В.
Сайт начал работу 1 марта 2011 г.


             План  раскрытия экономического развития страны, общества

1. Влияние географического положения страны на развитие хозяйства.
2. Направления государственной экономической политики.
3. Развитие промышленности (ремесел): районы; специализация регионов; виды, характер и особенности организации производства; типы промышленных предприятий; технические достижения; объем выпускаемой продукции; ее потребление  населением.
4. Развитие торговли.
5. Развитие сельского хозяйства: земледелие (разновидности культур, развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники, урожайность); скотоводство; промыслы; объем производимой продукции и пути ее реализации.
6. Развитие форм собственности.
7.Финансовое развитие страны (состояние денежной системы; банки, ростовщичество); финансовая политика государства.
8. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
9. Место страны в мировом производстве.
10. Аспект собственности (уровень развития форм собственности).

                                     План характеристики и оценки выдающегося исторического деятеля

1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
историческая обстановка;
ближайшее окружение;
путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального слоя он выражал; его единомышленники.
3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
по результатам его деятельности;
по значимости этой личности для страны, народа;
по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

                                                                   План изучения революции

1. Определите предпосылки революции.
1.1. Проанализируйте социальную структуру общества.
1.2. Раскройте: социально-экономические условия развития страны накануне революции (уровень жизни разных слоев общества, их притязания и недовольство своим положением; уровень развития производства, ремесла, сельского хозяйства, основные экономические тенденции; обострение экономической и социальной борьбы).
2. Изучая ход революции, определите: 
Время и место начала выступлений; требования выступавших; реакцию властей;
·Задачи и характер революции;
·Движущие силы, основные группы участников;
·Ход революции;
Лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика);
·Особенности данной революции. Решение вопроса о власти;
·Итоги и результаты, значение революции;
·Оценка ее с позиций различных политических деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.
Революция - это глубокие, качественные изменения, резкий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.
Социальная революция - резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам приходят другие.
Революция «сверху» - крутой переворот всего уклада общественной жизни, производимый самой государственной властью. Обычно в качестве примера указывается на преобразования Петра I и Александра II.
Революция «снизу» - резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооруженной борьбы представителей разных слоев общества и власти.
Революционная ситуация - совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность осуществления революции (объективные факторы). Помимо революционной ситуации необходимо наличие субъективных условий - способности революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации.
Субъективный фактор - степень готовности, организации, сознательности, сплоченности масс, правильности политики революционных партий.
Совокупность объективных факторов - совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность революции.

                                                              План изучения военных событий

1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
2. Готовность сторон к вооруженному столкновению.
3. Хронологические рамки вооруженной борьбы.
4. Этапы.
5. Ход военных действий (по этапам):
·планы сторон на начало каждого этапа;
·основные сражения и события;
·особенности стратегии и тактики;
·военные и политические итоги этапа;
·причины успеха или неудачи той или иной стороны;
·полководцы и другие героические участники военных действий.
6. Раскройте в целом военные и политические итоги вооруженной борьбы, определите, каких результатов добилась победившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.
7. Международные последствия войны.

                                             План изучения крестьянских выступлений

1. Опишите социально-экономическую ситуацию в стране.
2. Раскройте причины выступления крестьян:
·внутренние: экономические, политические, социальные;
·укажите районы социальной активности крестьян;
·опишите основные события (по этапам);
·определите основные итоги каждого из этапов;
·выделите причины успеха или неудачи той или иной стороны.
3. Дайте характеристику предводителя крестьян.
4. Определите характер выступления:
·состав восставших;
·их вооружение и организация;
·требования основных групп восставших.
5. Обобщите и оцените итоги и значение выступлений крестьян.

                                                            План характеристики и анализа
                                                произведения изобразительного искусства

1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время и место его создания (исторический период, век).
2. Проанализируйте его содержание:
сюжет произведения, кто и что в нем изображено: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
основная идея произведения;
степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).
3. Охарактеризуйте средства выражения (объемность, пропорциональность, перспектива изображения, колорит).
4. Определите его соответствие специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, классицизм, реализм и др.).
5. Укажите цель создания произведения автором, охарактеризуйте мировосприятие автора. Какие чувства и идеи вложил, по вашему мнению, художник в свое творение?
6. Историческая ценность произведения.

                                    План работы с дополнительными источниками информации

1. Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.
·Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, заключение, оглавление.
·Ознакомьтесь с источником, определите:
·автора, соавторов, участвовавших в его подготовке;
·время и место создания текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.
Установите:
·источники изучаемой информации;
· цель автора(ов) текста.
2. Определите:
·вид источника (письмо, дневник, архивный документ и т.д.);
·что представляет собой текст: приведен полностью или только отрывок;
·о чем идет речь в данном тексте.
3. Изучите и проанализируйте содержание текста:
постарайтесь понять, выделить его основные положения;
разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
• по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.
4. Оцените степень достоверности изложенных в тексте сведений:
является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого;
первичность или вторичность информации.
5. Определите:
представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на события;
в каких ситуациях можно использовать эту информацию.
6. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.
7. Дайте обобщающую оценку данному источнику.

                                 План рецензирования (самоанализа) доклада (сообщения)

1. Внимательно прослушайте сообщение, делая записи по форме:
2. Определите:
- сумел ли автор самостоятельно составить логичный план к теме и реализовать его;
- каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;
- удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, наукой;
- использовал ли автор личные наблюдения, выводы;
- проявлена ли докладчиком самостоятельность при раскрытии темы, были ли допущены ошибки;
- сделаны ли ссылки на первоисточники и использованную литературу;
- была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.
3. Укажите на сильные или слабые стороны доклада (сообщения).
4. Оцените общий теоретический уровень изложенного материала, актуальность поставленных проблем.


Полный текст пособия (в формате doc)



Василенко А.В. © 2011-2021
Главная О себе Выпускники Методика Материалы к уроку К экзаменам ЕГЭ Файлы Фото Ссылки Новости Контакты